Zheleznogorsk Racing Club

Объявление

НОВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ ЛЕТНЕЙ РЕЗИНЫ В МАГАЗИНЕ "ЭЛЬФ-ШИНА"! Северная 5

ФОРУМ ПЕРЕЕХАЛ НА www.zrc.su

ФОРУМ ПЕРЕЕХАЛ НА www.zrc.su

ФОРУМ ПЕРЕЕХАЛ НА www.zrc.su

ФОРУМ ПЕРЕЕХАЛ НА www.zrc.su

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Zheleznogorsk Racing Club » Новости » Математики решили загадку возникновения пробок на дорогах


Математики решили загадку возникновения пробок на дорогах

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Стоять в пробках никто не любит. Тем не менее каждый день миллионы людей по всему миру делают это. А учёные подсчитывают потерянное время, ужасаются сами и потом ужасают всех остальных. Конечно, довольно часто заторы образуются из-за дорожно-транспортных происшествий, но куда чаще движение затрудняется «само собой», без всякой видимой причины. Математики из университетов Эксетера и Будапешта попытались разобраться в природе этого загадочного явления.

Сразу скажем: им это удалось. Составленная математическая модель ясно показала, что дело вовсе не в том, что «машин просто слишком много». Оказывается, даже если автомобилей в избытке, то в принципе они способны передвигаться с приемлемыми скоростями. Авторы исследования признают поток плотным, если километр пути постоянно занимают 15 и более машин. В заторах же виноваты исключительно сами водители.

Согласно математикам пробка образуется так: перед каким-то водителем возникает некое препятствие — не обязательно что-то экстренное, но ему нужно замедлиться. Он тормозит, однако снижает скорость больше, чем требуется в данной ситуации. Водителю, который едет следом, чтобы компенсировать время своей реакции, нужно жать на педаль тормоза сильнее, а следующему шофёру — ещё сильнее. В результате движение прекращается и пробка начинает расти. Получается как бы эффект домино: стремительно движущаяся назад волна останавливает машину одну за другой.

Выходит, что истинными виновником заторов становятся или невнимательные водители, или же любители испытывать перегрузки за рулём, чередующие мощные разгоны с не менее мощными торможениями. Двигаясь рывками, такие товарищи здорово осложняют жизнь соседям по потоку. И ситуация оказывается тем хуже, чем резче тормозит «зачинщик» пробки, который всегда оказывается у её истоков. Математики подсчитали, что «нервный» шофёр одним своим экcтренным торможением может буквально из ничего создать затор длиной несколько километров.

Решение проблемы очень простое, но пока что трудновыполнимое на практике. Дабы плотное движение само собой не закупоривалось, поголовно всем водителям нужно внимательно следить за дорогой и ехать как можно плавнее, избегая резких манёвров. Рецепт, мягко говоря, не блещет новизной — так учили ездить ещё наших дедушек и бабушек, когда ни о каких пробках и речи не шло. Но теперь преимущества плавной езды доказаны со всей точностью математической науки.

Кстати, авторы исследования не собираются останавливаться на достигнутом и планируют в ближайшее время разработать аналогичную модель для оценки эффективности новейших электронных систем, которые умеют поддерживать дистанцию до впередиидущей машины. И ведь вполне может оказаться, что новомодные примочки не только повысят безопасность, но и при массовом применении сэкономят автомобилистам кучу времени.

http://www.spbdrive.ru/autoworld.php?news_id=26145#1

Господа! "Гоншики" во всем виноваты! :) :lol:

2

Shark
Насколько я знаю, математически движение на дороге, и в том числе "пробки", описаны уже очень давно. Будапешт тут позади планеты всей. Описанный эффект волны на самом деле не совсем правильно описан (...Водителю, который едет следом, чтобы компенсировать время своей реакции, нужно жать на педаль тормоза сильнее, а следующему шофёру — ещё сильнее. В результате движение прекращается и пробка начинает расти...). Я думаю, для компенсации времени реакции достаточно дистанции между автомобилями, тормозят -то они одновременно почти.  Мне, например, трудно представить, что на подъезде к лежачему полицейскому кто-то тормозит сильнее, чем впередиидущий, да так, что вообще останавливается. А еще немного сзади едущий, даже останавливался бы далеко от него. (15 авто на км, ну пусть даже 50 авто). Специалисты ( я бы к ним присоединился) применяют здесь формулы движения жидкости по трубам (гидравлика). Если взять какое либо сечение дороги с быстрым движением, то за единицу времени через него проезжают, к примеру, 100 автомобилей. Возьмем ту же дорогу несколько дальше, где есть какое-либо препятствие. Там скорость автомобилей падает (требуется снижение скорости для проезда через ремонтируемый участок, или та же ИДН), и за это же время с этой скоростью через второе сечение дороги может пройти (даже если и дистанция меньше) меньшее количество автомобилей. Но ведь есть четкое понятие, что сколько автомобилей въехало на участок дороги, столько должно и выехать (закон сохранения количества автомобилей)! Возникает вопрос: куда делись оставшиеся автомобили? Ответ прост: они остались на этом участке дороги. За счет этого происходит уплотнение потока в следующий период времени, снижение дистанции (заехали на участок 50, плюс 20 оставшихся =70). Теперь минимальная дистанция уже не 20 метров, а 14.3м. И из-за уменьшения дистанции происходит неизбежное снижение скорости. И тогда... следите за руками! Дорога (движение), как законы индукции в физике электричества, сама регулирует поток! Т.е. смотрите: вот эта "волна" снижения скорости достигает начала участка (где въезд) и тогда количество въехавших на этот участок автомобилей становится таким-же, как и на выезде. Закон сохранения соблюден. Есть только маленькое "но": на участке осталось больше автомобилей, чем было до возникновения препятствия. И, чтобы вернуть дорогу к прежней скорости, необходимо, по тем же законам, либо ускорить автомобили на выезде (изменить направление "волны" изменения скорости, либо уменьшить кол-во въезжающих на этот участок. И тогда - движение с прежней высокой скоростью будет вскоре восстановлено.  Есть еще вариант, в соответствии с законами гидравлики. Вспомним: в местах трубы, где то-же количество проходящей воды замедляет скорость движения, давление увеличивается. Не находите аналогию с дорогой? То-то и оно. А как можно замедлить скорость движения, чтобы проходило то же количество воды? И теперь - интересное: это местные участки с увеличенным сечением! Т.е., для обеспечения прохождения автомобилей без пробок в местах снижения скорости надо увеличивать количество полос движения! Описанная "волна" не возникает, если кол-во автомобилей достаточно мало. Происходит эффект сложения таких "волн" снижения скорости до участка и резкого увеличения после него.  Вообще, места устойчивого возникновения таких волн автодорожники-теоретики называют "узлами". К "узлам" можно отнести все перекрестки в одном уровне, места работы светофоров, пешеходные переходы, места с ИДН и т.д. "Узлы" сочетают в себе так-же и входящие и исходящие потоки автомобилей. Слияние дорог тоже можно сюда отнести. К примеру: две однополосные дороги сходятся под небольшим углом в одну. Даже при условии плавного вхождения одного потока в другой без торможения, увеличивается кол-во автомобилей, следом уменьшается дистанция, следом психологически водители снижают скорость. Итог: движение за примыканием замедляется. Опять же, этого не будет при малом количестве автомобилей на участке, т.к. даже тогда влившиеся автомобили не уменьшат дистанцию до "психологически" опасной. Какая вам разница, в 200 метрах впереди будет ехать авто со 100км/час или в 100?
  Во всем мире сейчас прорабатываются способы уменьшения количества таких "узлов" на дорогах. Именно они часто вызывают "пробки". В некоторых странах уже постепенно начинают вообще избавляться от светофоров с помощью организации движения по развязкам, в том числе и в разных уровнях и плавным входом и выходом потоков транспорта под небольшими углами.
  В нашем городе тоже не все гладко. Проблемным, к примеру, можно считать участок дороги от перекрестка Курчатова-Молодежная до перекрестка Кирова-Курчатова-Советская. Смотрим: поток автомобилей с Курчатова при явно неудачном расположени пешеходного перехода с ИДН у бывших "Сувениров" дополняется потоком с Молодежной и вся эта масса идет по тем же 2ум полосам. Частично спасает зеленая стрелка в направлении Кирова. Часть машин уходит туда. То-же самое из города: поток с Советской дополняется потоком с Кирова и те же 2 полосы! Особенно усугубляется все это пеш. переходом и ИДН чуть дальше, у Молодежной. Налицо наличие этих самых "узлов". Причем очевидных. При увеличении потока в часы пик мы можем воочию наблюдать здесь мертвые почти "пробки" летом. Есть и другие слабые места в городе.
  Как-то в беседе с работниками администрации я затронул эту тему. Оказалось, что среди архитекторов и разработчиков НЕТ специалистов по дорожному движению! Никто особо на рассчитывал и не учитывал потоки транспорта в городе и их направления. Все, в общем-то, дороги спроектированы "от фонаря", т.е. по каким-то мифическим нормам еще советских времен. Лишь бы были. Кстати, по тем же нормам до сих пор проектируют внутриквартальные проезды и стоянки, прилегающие к домам проезды. Печально. Я предлагал заранее начать проектирование нового проспекта на месте улицы Свердлова. Убрать аллею (которая, кстати, сама по себе является источником аварий из-за создания сложных перекрестков и уменьшения видимости), закатать ее в асфальт и получить новую главную магистраль города. С 3мя полосами в каждом направлении, между прочим! Разделительная 2м без всяких деревьев с решетчатым ограждением между полосами, чтобы не бегали пешеходы, где не надо. Переходы только в установленных местах. Она будет начинаться с предполагаемой площади в районе 33го квартала (там все равно рано или поздно будет новый микрорайон вместо деревяшек, хотя при Катаргине почему-то взяли курс на малоперспективные дома малой этажности и коттеджи для избранных). И далее, через перекресток Свердлова-Советская - на Ленинградский, с одновременным увеличение количества полос на Курчатова и самой Советской. Дело в том, что Свердлова - уже единственная улица в старом городе, которая позволяет себя расширить. Школьную, и особенно Ленина, расширять уже особо некуда. Разве что дорога пройдет под самыми окнами домов.
   Мне сказали, что в любом случае архитекторы лучше всяко знают, что и как проектировать и "без сопливых скользско" (вижу улыбку Шарка, которого я иногда просто раздражаю своей непонятливостью. Извини, Шарк!)  :lol: Короче: денег нет, проблем нет, пусть ездят пока, как ездят. А идею со Свердлова вообще назвали дорогой и абсурдной. Типа народ будет против. Так ведь эта аллея - рассадник криминала, все знают. Да и как иначе сделать нормальную дорогу?! А я думаю, что скоро город просто будет вставать в одной большой пробке, как Красноярск, если уже сейчас не начать принимать меры против этого. Так ведь в Красноярске только за 2007 год столько дорог вообще переделали! И народ особо не спрашивали. Если народ часто спрашивать - вообще ничего бы не сдвинулось. А эффект - налицо. По многим местам в краевом центре стало ощутимо легче ездить.
     
    Всем, кто дочитал внимательно до конца мою статью, я выражаю признательность за терпение.  :)  :)  :)

3

Дочитал блин... :) Есть предложение снести Железногорск! :) И пересторить его полностью! :)
А если серьезно то аллею на свердлова я бы тоже убрал. Посередине разделительная пососа с деревьями. По сути расширять больше нечего. Однако в первую очередь, я бы пересторил курчатова (три полосы в каждом направлении). Перекресток Курчатова-Советская-Кирова либо кольцом (лучший вариант), либо расширить со стрелками (направо). И пешеход убрать с перекрестка, пусть только на сувенирах будет.

4

Shark у нас пробки бывают в основном в раб. дни с 17:00 до 18:00...НПО ПМ едет домой :) Разгрузить центр в это время не стоит практически ничего, надо лишь всего навсего восстановить ЖД переезд около НПО ПМ и многие люди будут ехать от НПО через объездную..элку...на питер! Вот только властям пока на это пофиг, надо им предложить :)

5

Frust написал(а):

Shark у нас пробки бывают в основном в раб. дни с 17:00 до 18:00...

У нас напротив магазина пробка почти каждый день ~ с 15 до 18. в сторону курчатова.

Frust написал(а):

ЖД переезд около НПО ПМ и многие люди будут ехать от НПО через объездную..элку...на питер! Вот только властям пока на это пофиг, надо им предложить

Хорошая идея. Надо!

6

Shark
Совершенно согласен! Ведь я так и предлагал - реконструкция Свердлова с одновременным расширением Курчатова. Чтобы соблюсти правило "узлов" (почти как законы Кирхгофа), о равенстве входящих и выходящих потоков: количество полос Х пропускная способность одной полосы Х коэф. загрузки = общее кол. проходящих автомобилей (поток). Нет смысла делать одну Свердлова. Тогда мы получим пробку на стыке с Курчатова.
  Обладаю точной информацией по поводу ж/д переезда у НПО ПМ: в свое время были изменены нормы обустройства дорог, прилегающих к ж/д переездам. По этим, более жестким нормам, ограничены боле жестко углы подъема и спусков, закруглений, видимости и еще кое-чего. Наш переезд выпал из правового поля сразу по нескольким параметрам - угол спуска к нему велик, видимость в стороны движения поездов почти 0...    ГТЭ, где имеется много машин и механизмов в ангарах, терпит колоссальные убытки из-за того, что транспорт, как минимум два раза в день, вынужден ехать в объезд (14 км) вместо 2-3, как до закрытия переезда. ГАИ предписало закрыть переезд, но перед этим администрация осведомилась у заинтересованных сторон, не желает ли кто реконструировать подъезд к нему, чтобы выполнить новые требования и сохранить переезд... Оказалось, что это стоит огромных денег: изыскания и проектирование, перепланировка местности и перенос строений, возмещение убытков владельцам строений, попадающих под снос или перенос (если еще они согласятся на это, так как силком нельзя заставить), перенос огромного количества коммуникаций и сетей и тому подобное, и поэтому все сразу же отказались от этой идеи. Из желающих были только ГТЭ (тогда еще Энергоуправление) и ГХК. НПО ПМ не проявило особого интереса, а Администрация города тогда самоустранилась, как незаинтересованная сторона.  Так что властям не "пока пофиг", а уже давно пофиг. Предлагать бесполезно.
  Так же я прикидывал возможность расширения дамбы до 4х полос, с разделительной бетонной конструкцией посередине. Нужно всего-то отсыпать дополнительно 12 метров берега от соснопитомника до пляжа. Этот каменистый кусок берега в 1км не пользуется популярность ни у кого, поэтому никто бы не возмущался. Однако администрация снова не находит денег даже просто на ремонт полотна и ищет инвесторов в проект простого ремонта дамбы под лозунгом "дамба, как гидротехническое сооружение - уже опасна" и под шумок заодно и дорогу сделают.
    А пробки - скоро будут везде, и не только в час пик. У нас зарегестрировано что-то около 30000 ед транспорта юр. и физ. лиц, если даже четвертая часть выедет одновременно - гарантирован пипец. Власти города уже не в первый раз упускают ситуацию из под контроля (не только в вопросах дорог), доводя ее сначала до кризиса почти, а потом в спешном порядке пытаясь ее исправить.
   Shark
Спасибо, что дочитал мою большущую статью!  :)  Хоть, чувствую, и нелегко это было. (и даже ругался, наверное?)  :D

7

Greg написал(а):

Совершенно согласен! Ведь я так и предлагал - реконструкция Свердлова с одновременным расширением Курчатова. Чтобы соблюсти правило "узлов" (почти как законы Кирхгофа), о равенстве входящих и выходящих потоков: количество полос Х пропускная способность одной полосы Х коэф. загрузки = общее кол. проходящих автомобилей (поток). Нет смысла делать одну Свердлова. Тогда мы получим пробку на стыке с Курчатова.

Мечта... :) Хотя перестроили "9 мая" в Красноярске, одно удовольствие теперь там кататься!

Greg написал(а):

Из желающих были только ГТЭ (тогда еще Энергоуправление) и ГХК. НПО ПМ не проявило особого интереса, а Администрация города тогда самоустранилась, как незаинтересованная сторона.  Так что властям не "пока пофиг", а уже давно пофиг. Предлагать бесполезно.

А установка шлагбаумов не решила бы проблему с обзором? Я просто норм этих не знаю...

Greg написал(а):

Так же я прикидывал возможность расширения дамбы до 4х полос, с разделительной бетонной конструкцией посередине. Нужно всего-то отсыпать дополнительно 12 метров берега от соснопитомника до пляжа. Этот каменистый кусок берега в 1км не пользуется популярность ни у кого, поэтому никто бы не возмущался. Однако администрация снова не находит денег даже просто на ремонт полотна и ищет инвесторов в проект простого ремонта дамбы под лозунгом "дамба, как гидротехническое сооружение - уже опасна" и под шумок заодно и дорогу сделают.

Вроде делать уже собрались в 2008?

Greg написал(а):

Хоть, чувствую, и нелегко это было. (и даже ругался, наверное?)

Местами матом!  :lol:

8

Мечта...  Хотя перестроили "9 мая" в Красноярске, одно удовольствие теперь там кататься!

  Дык, что и требовалось доказать. Не только 9го мая. Четыре новых кольца, около 10 развязок, в основном по окраинам (Северный, бывшая барахолка, Пашенный и т.д). Просто там администрация уже поняла, что дороги давно пора делать нормально, а не просто асфальт в ямки сваливать.

А установка шлагбаумов не решила бы проблему с обзором? Я просто норм этих не знаю...

  Дело в том, что я не совсем понял о шлагбаумах. Или ты не застал то время, когда там еще был полностью оборудованный переезд, как у "Радуги"? Да, там был переезд, и машины ездили спокойно сразу на бетонку. Потом его снесли полностью именно из-за изменений в нормах. Съезд там крут, машина в скользских условиях выкатится на переезд, снеся шлагбаумы. Сейчас на Ж/д переездах с интенсивным движением даже без уклона предписано устройство блокирующих проезд механических систем, типа подъемных отбойников и защитных решеток. В крае таких уже полно.

Вроде делать уже собрались в 2008?

Ага. Еще у нас в 2001 кондитерку и табачку собирались запустить на полную мощь. Ликерка и много чего тоже там...
   Федеральный бюджет в 2008 учел необходимость ремонта дамбы, именно как гидротехнического сооружения, и то, денег только -только дали на ремонт тела дамбы, да поэтапный. Неизвестно, сколько времени уйдет на изыскания и исследования.  Местный бюджет (смотри изменения и принятие бюджета в ГиГ за декабрь, там все статьи расходов, ремонта дамбы я не нашел) не выделил денег. Ремонт будут делать за счет федеральных средств. Почти капитальный. Т.е. , будет закрыто движение по дамбе вообще. Будут вскрывать и сыпать-бетонировать саму дамбу, дорога, как таковая, там изначально не была 50 лет назад предусмотрена в нынешнем варианте. Это потом ее стали использовать, как дорогу с таким интенсивным движением.
И, отремонтировав дамбу, восстановят, но... в каком виде?

Местами матом!

  Почти не сомневался. Ну уж что делать? Терпите дядьку.  ;)  :)

9

Greg написал(а):

Дело в том, что я не совсем понял о шлагбаумах. Или ты не застал то время, когда там еще был полностью оборудованный переезд, как у "Радуги"? Да, там был переезд, и машины ездили спокойно сразу на бетонку.

Я в городе с 2000 года живу. Не застал. :)

Greg написал(а):

Съезд там крут, машина в скользских условиях выкатится на переезд, снеся шлагбаумы.

Понимаю, утопия. :) Но мост автомобильный сделать бы там! :)

Greg написал(а):

Т.е. , будет закрыто движение по дамбе вообще. Будут вскрывать и сыпать-бетонировать саму дамбу, дорога, как таковая, там изначально не была 50 лет назад предусмотрена в нынешнем варианте. Это потом ее стали использовать, как дорогу с таким интенсивным движением.
И, отремонтировав дамбу, восстановят, но... в каком виде?

Ээээ... Курчатова, Советская, Кирова встанет вообще... Пробок то будет...

10

Shark
Я в городе с 2000 года живу. Не застал.
 
  Да, могу заверить, если не видел, там был полностью оборудованный Ж/Д переезд с сигнализацией, шлагбаумом, дежурной по переезду и будкой для нее. У меня у отца гараж в 57 кооп., что сразу за НПО, так было очень удобно - завели и на бетонку, в сад или Кырск. Потом...  то, о чем я рассказывал.

Понимаю, утопия.  Но мост автомобильный сделать бы там!

  Вот такие проекты не дешевле, чем просто перепланировать местность у переезда. Мост всегда дороже планировки бульдозером. Потому точно не построят.

Ээээ... Курчатова, Советская, Кирова встанет вообще... Пробок то будет...

  А кто бы сомневался?! Если еще к тому времени не сделают (закончат) выезд с УПП через кольцо сразу на верхнюю дорогу (как уже не первый год обещает та же Администрация), то вообще грусть-жесть будет.

11

Greg
да эту развилку делать еще лет ...цать будут, у меня там как раз гараж, работ там было ровно одно лето, кстати вот там как раз за 2 месяца ЖД мост сделали чтобы переезд не воротить, а нормальную развязку сделать - это к вопросу что с точки зрения администрации выгоднее экономически - мост или бульдозер :)

12

Greg? вот тут мы и живем... :)

Ximm, где там мост? Я серьезно не видел???

13

Ximm
Дык на тот мост денег знаешь сколько бухнули? Рассказать? Администрация Катаргина использовала такие стройки для честного отмыва и отъема денег. На эти деньги можно было 5 мостов построить. Ты думаешь, почему именно перед смывом Катаргина так резко за дороги и мосты взялись? Надо же было им перед явным концом этой шайки деньжат еще стебануть?
  Вспомни-ка, что хотел сделать перед выборами Тубольцев? Не помнишь? Рассказываю - дорогу к 3 кпп по Курчатова от кольца расширить и отремонтировать. Даже деньги вдруг нашлись - целых 30 (или 50, но много, в общем) лимонов. И даже стали слегка поребрики дергать у ГАИ и гравий завозить... Чтобы видимость работ создать. И что? Съездий, посмотри...
Shark Мост там для Ж/Д путей сделали, чуть в сторону сдвинули, чтобы под ним дорогу пустить. Но там это все же легче, чем у НПО, так как грунт из под дороги убрали и мост двинули, сильно сложного ничего не изобретали. А вот у НПО если делать, там придется повозиться с ландшафтом...

14

Greg? надо съездить... Так я и не понял, где там ЖД мост. :)

15

Shark
С кольца у УПП съезжай прямо, на широкую гравийку, к гаражам. Там, в конце, подготовлен подкоп под перспективную развязку. Там же и мост. По нему рельсы проложены. Под ним в будущем дорога должна была быть. Если ехать по верхней дороге, остановись у сворота на горсвалку, перейди на Ж/Д пути и пройди в сторону ацетиленового завода (или школы космонавтики), увидишь мост.

16

Greg, вот так живешь в городе, а мосты не видишь... :)

17

Shark
Гы... Летать надо чуточку ниже!  :lol:

18

Ниже диспетчеры с радарами не видят! :)


Вы здесь » Zheleznogorsk Racing Club » Новости » Математики решили загадку возникновения пробок на дорогах