Shark
Насколько я знаю, математически движение на дороге, и в том числе "пробки", описаны уже очень давно. Будапешт тут позади планеты всей. Описанный эффект волны на самом деле не совсем правильно описан (...Водителю, который едет следом, чтобы компенсировать время своей реакции, нужно жать на педаль тормоза сильнее, а следующему шофёру — ещё сильнее. В результате движение прекращается и пробка начинает расти...). Я думаю, для компенсации времени реакции достаточно дистанции между автомобилями, тормозят -то они одновременно почти. Мне, например, трудно представить, что на подъезде к лежачему полицейскому кто-то тормозит сильнее, чем впередиидущий, да так, что вообще останавливается. А еще немного сзади едущий, даже останавливался бы далеко от него. (15 авто на км, ну пусть даже 50 авто). Специалисты ( я бы к ним присоединился) применяют здесь формулы движения жидкости по трубам (гидравлика). Если взять какое либо сечение дороги с быстрым движением, то за единицу времени через него проезжают, к примеру, 100 автомобилей. Возьмем ту же дорогу несколько дальше, где есть какое-либо препятствие. Там скорость автомобилей падает (требуется снижение скорости для проезда через ремонтируемый участок, или та же ИДН), и за это же время с этой скоростью через второе сечение дороги может пройти (даже если и дистанция меньше) меньшее количество автомобилей. Но ведь есть четкое понятие, что сколько автомобилей въехало на участок дороги, столько должно и выехать (закон сохранения количества автомобилей)! Возникает вопрос: куда делись оставшиеся автомобили? Ответ прост: они остались на этом участке дороги. За счет этого происходит уплотнение потока в следующий период времени, снижение дистанции (заехали на участок 50, плюс 20 оставшихся =70). Теперь минимальная дистанция уже не 20 метров, а 14.3м. И из-за уменьшения дистанции происходит неизбежное снижение скорости. И тогда... следите за руками! Дорога (движение), как законы индукции в физике электричества, сама регулирует поток! Т.е. смотрите: вот эта "волна" снижения скорости достигает начала участка (где въезд) и тогда количество въехавших на этот участок автомобилей становится таким-же, как и на выезде. Закон сохранения соблюден. Есть только маленькое "но": на участке осталось больше автомобилей, чем было до возникновения препятствия. И, чтобы вернуть дорогу к прежней скорости, необходимо, по тем же законам, либо ускорить автомобили на выезде (изменить направление "волны" изменения скорости, либо уменьшить кол-во въезжающих на этот участок. И тогда - движение с прежней высокой скоростью будет вскоре восстановлено. Есть еще вариант, в соответствии с законами гидравлики. Вспомним: в местах трубы, где то-же количество проходящей воды замедляет скорость движения, давление увеличивается. Не находите аналогию с дорогой? То-то и оно. А как можно замедлить скорость движения, чтобы проходило то же количество воды? И теперь - интересное: это местные участки с увеличенным сечением! Т.е., для обеспечения прохождения автомобилей без пробок в местах снижения скорости надо увеличивать количество полос движения! Описанная "волна" не возникает, если кол-во автомобилей достаточно мало. Происходит эффект сложения таких "волн" снижения скорости до участка и резкого увеличения после него. Вообще, места устойчивого возникновения таких волн автодорожники-теоретики называют "узлами". К "узлам" можно отнести все перекрестки в одном уровне, места работы светофоров, пешеходные переходы, места с ИДН и т.д. "Узлы" сочетают в себе так-же и входящие и исходящие потоки автомобилей. Слияние дорог тоже можно сюда отнести. К примеру: две однополосные дороги сходятся под небольшим углом в одну. Даже при условии плавного вхождения одного потока в другой без торможения, увеличивается кол-во автомобилей, следом уменьшается дистанция, следом психологически водители снижают скорость. Итог: движение за примыканием замедляется. Опять же, этого не будет при малом количестве автомобилей на участке, т.к. даже тогда влившиеся автомобили не уменьшат дистанцию до "психологически" опасной. Какая вам разница, в 200 метрах впереди будет ехать авто со 100км/час или в 100?
Во всем мире сейчас прорабатываются способы уменьшения количества таких "узлов" на дорогах. Именно они часто вызывают "пробки". В некоторых странах уже постепенно начинают вообще избавляться от светофоров с помощью организации движения по развязкам, в том числе и в разных уровнях и плавным входом и выходом потоков транспорта под небольшими углами.
В нашем городе тоже не все гладко. Проблемным, к примеру, можно считать участок дороги от перекрестка Курчатова-Молодежная до перекрестка Кирова-Курчатова-Советская. Смотрим: поток автомобилей с Курчатова при явно неудачном расположени пешеходного перехода с ИДН у бывших "Сувениров" дополняется потоком с Молодежной и вся эта масса идет по тем же 2ум полосам. Частично спасает зеленая стрелка в направлении Кирова. Часть машин уходит туда. То-же самое из города: поток с Советской дополняется потоком с Кирова и те же 2 полосы! Особенно усугубляется все это пеш. переходом и ИДН чуть дальше, у Молодежной. Налицо наличие этих самых "узлов". Причем очевидных. При увеличении потока в часы пик мы можем воочию наблюдать здесь мертвые почти "пробки" летом. Есть и другие слабые места в городе.
Как-то в беседе с работниками администрации я затронул эту тему. Оказалось, что среди архитекторов и разработчиков НЕТ специалистов по дорожному движению! Никто особо на рассчитывал и не учитывал потоки транспорта в городе и их направления. Все, в общем-то, дороги спроектированы "от фонаря", т.е. по каким-то мифическим нормам еще советских времен. Лишь бы были. Кстати, по тем же нормам до сих пор проектируют внутриквартальные проезды и стоянки, прилегающие к домам проезды. Печально. Я предлагал заранее начать проектирование нового проспекта на месте улицы Свердлова. Убрать аллею (которая, кстати, сама по себе является источником аварий из-за создания сложных перекрестков и уменьшения видимости), закатать ее в асфальт и получить новую главную магистраль города. С 3мя полосами в каждом направлении, между прочим! Разделительная 2м без всяких деревьев с решетчатым ограждением между полосами, чтобы не бегали пешеходы, где не надо. Переходы только в установленных местах. Она будет начинаться с предполагаемой площади в районе 33го квартала (там все равно рано или поздно будет новый микрорайон вместо деревяшек, хотя при Катаргине почему-то взяли курс на малоперспективные дома малой этажности и коттеджи для избранных). И далее, через перекресток Свердлова-Советская - на Ленинградский, с одновременным увеличение количества полос на Курчатова и самой Советской. Дело в том, что Свердлова - уже единственная улица в старом городе, которая позволяет себя расширить. Школьную, и особенно Ленина, расширять уже особо некуда. Разве что дорога пройдет под самыми окнами домов.
Мне сказали, что в любом случае архитекторы лучше всяко знают, что и как проектировать и "без сопливых скользско" (вижу улыбку Шарка, которого я иногда просто раздражаю своей непонятливостью. Извини, Шарк!) Короче: денег нет, проблем нет, пусть ездят пока, как ездят. А идею со Свердлова вообще назвали дорогой и абсурдной. Типа народ будет против. Так ведь эта аллея - рассадник криминала, все знают. Да и как иначе сделать нормальную дорогу?! А я думаю, что скоро город просто будет вставать в одной большой пробке, как Красноярск, если уже сейчас не начать принимать меры против этого. Так ведь в Красноярске только за 2007 год столько дорог вообще переделали! И народ особо не спрашивали. Если народ часто спрашивать - вообще ничего бы не сдвинулось. А эффект - налицо. По многим местам в краевом центре стало ощутимо легче ездить.
Всем, кто дочитал внимательно до конца мою статью, я выражаю признательность за терпение.