Может в верховный суд подать? Засветимся! Читайте последний абзац...
Таксиста, который возил детей без автокресел, приговорили к 10 месяцам лишения свободы условно. Чтобы назначить водителю столь суровое наказание, обвинители нашли подходящую статью в Уголовном кодексе. Такая показательная «порка» была необходима, чтобы создавать видимость решения проблемы с перевозкой детей в стране, считают правозащитники.
В среду Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа приговорил таксиста к 10 месяцам за перевозку детей без автокресла, сообщили в пресс-службе прокуратуры города Урай, сообщает ИТАР-ТАСС. Водитель фирмы «Альянс» Юрий Переседов оказывал услуги по перевозке детей в возрасте до 6 лет без специального автокресла. По решению суда от 19 ноября 2007 года, он должен был оборудовать свой автомобиль креслом для перевозки маленьких пассажиров. Переседов решение суда проигнорировал и вновь стал перевозить детей, нарушая установленные правила. Чтобы проучить таксиста, его привлекли не по Административному кодексу, предусматривающему наказание за нарушение правил перевозки пассажиров в виде штрафа, а по более серьезной статье Уголовного кодекса.
Как пояснили в ханты-мансийской прокуратуре, по статье УК России «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей», водителя приговорили к 10 месяцам лишения свободы условно.
С января 2006 года в России вступили в действие новые Правила дорожного движения. Согласно новым правилам перевозки пассажиров, перевозка детей до 12-летнего возраста «возможна только в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, за исключением перевозки детей указанного возраста на переднем сиденье легкового автомобиля». Наказание за нарушение этих правил не применялись до 1 января 2007 года (Постановление Правительства РФ от 28.02.2006 N 109)».
«Как показывает статистика предыдущих лет, количество пострадавших в ДТП детей-пешеходов чуть больше 50% от общего числа жертв, а детей-пассажиров, соответственно, чуть меньше 50%. Всего в прошлом году на дорогах погибли 1116 детей. Это два погибших ребенка ребенка-пассажира каждые три дня, рассказала специалист центра детской безопасности на дорогах «Автодети» Анна Килимник.
Корреспондент «Газеты.Ru» попробовал заказать такси с креслом в нескольких таксомоторных парках Москвы. Однако, как оказалось, в большинстве мест, куда удалось дозвониться, заказать автомобиль с креслом невозможно.
В четырех из шести мест ответ был отрицательный. На сайте компании City Mobil написано, что детские кресла есть в наличии, однако в телефонном разговоре оператор сказал: «Ни одна наша машина детскими креслами не оборудована». «У нас нет машин с детскими креслами», – ответили и в Taxi Ritm. Тот же ответ и в «Такси Ладья».
На вопрос, как же тогда перевозить ребенка, нам объяснили: «Ну, вы просто можете взять его на руки».
То же самое посоветовали в «Городском» такси. В «Кино-такси» предложили перевезти ребенка на собственном кресле, так как своих у компании не оказалось. То же самое сказали еще в нескольких фирмах.
«Мы вообще не перевозим детей и не принимаем такие заказы», – отрезал в трубку оператор Taxi-T. Только в двух местах кресла нашлись. «У нас есть автомобили с детскими креслами, только вам придется доплатить 150 рублей к тарифу», – сообщили в службе Panda Taxi. В New Moscow Taxi перевозит детей по всем правилам и не требует за это никакой доплаты.
«Детские кресла в такси должны быть доступны по предварительному заказу. Клиент должен заранее указать возраст и примерный рост ребенка, – убежден исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников.
По его словам, ряд крупный таксомоторных компаний такую услугу уже предоставляет.
По словам специалиста, перевозки детей – это меньше 5% от всех предварительных заказов. Оборудовать все автомобили такси детскими креслами, а их существует несколько типоразмеров, слишком дорого для небольших таксомоторных компаний.
Гашники признают, что не контролируют ситуацию. «Штрафовать не помогает, – замечает Владимир Шевченко, пресс-секретарь ГАИ России. – Должна быть отдельная организация, которая будет следить за тем, чтобы автомобили в службах такси и маршрутках были в обязательном порядке доступны с креслами безопасности. Иначе то тут, то там оказывается, что ремни отрезаны, порваны, грязные, или их и вовсе нет».
Суть проблемы с тем, что люди пренебрегают креслами безопасности для детей, лежит в другой плоскости, считают в центре детской безопасности на дорогах «Автодети». «Вовсе не нужно вводить поголовную «обязаловку» для всех без исключения таксопарков, – считает специалист центра Анна Килимник. – Количество перевозок с детьми действительно совсем невелико, а потому было бы достаточно нескольких специализированных служб на крупный город с хорошо оборудованными машинами».
Вместе с тем правозащитники считают, что судьи неправильно трактуют закон и снова «перегибают палку», назначая условный срок за административное правонарушение.
«Для того чтобы применить этот закон, услуга по своей сути должна быть опасной – то есть вероятность аварии очень высока. Иначе можно было бы сажать всех водителей, которые проехали на красный свет или пересекли двойную сплошную», – поясняет Марат Бикбов, юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев. В случае с водителем из Ханты-Мансийска правомерное наказание – денежный штраф за несоблюдение правил перевозки детей, предусмотренное КоАП, поясняет специалист.